Mylord John Wilmot The Second Earl of Rochester

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нелл Гвин.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://ec1.images-amazon.com/images/P/0750919922.01._SS500_SCLZZZZZZZ_V1056479258_.jpg

...Элинор  Гвин появилась на свет в 1650 году - через год после казни Чарлза I, за три года до установления военной диктатуры Кромвеля, за десять лет до реставрации монархии. Знаменем эпохи был пуританизм. Движение, своим идеологическим острием направленное против католицизма и папства, в повседневной жизни утверждало строгость, чистоту нравов и чопорную серьезность. Веселье почиталось грехом, скоморохи - еретиками. Никогда в своей истории Англия не была так серьезна. Балаганы и театры были запрещены.  В 1660 году монархия была восстановлена и климат в стране переменился. Появились не только театры, но и бордели. Мать будущей актрисы и фаворитки содержала как раз такое заведение вблизи Ковентгарденского рынка  в переулке  Коул - Ярд (по другим сведениям, состояла при нем в качестве домоправительницы). Отца своего Нелл потеряла в младенчестве. Он умер в тюрьме, куда угодил то ли за долги, то ли как роялист.
Семья бедствовала не в последнюю очередь потому, что мать была запойной пьяницей. Сестрам Нелл и Роуз с малолетства пришлось работать. Поначалу они торговали рыбой на Стрэнде, подавали пиво и бренди в заведении матери. Но вскоре девочки пошли в гору. Сперва Роуз, а затем и ее младшая сестра Нелл становятся разносчицами конфет, фруктов и напитков в только что открытом   Королевском театре на Друри-лэйн. Случилось это в 1664 году , когда Нелл стукнуло четырнадцать.  Нелл была необычайно привлекательна и находчива, отличалась живостью и грацией. Она тотчас завладела вниманием публики, а затем и труппы. Драматург и режиссер Томас Киллигрю предложил ей попробовать себя на сцене. Актер Джон Лейси обучил ее танцам, а ведущий актер Чарлз Харт - игре. Вскоре она становится любовницей Киллигрю, а затем и Чарлза Харта. Танцевала и пела она замечательно.
Дарование Нелл раскрылось немедленно. Уже в шестнадцать лет она становится ведущей комедийной актрисой королевской труппы и удерживает эту позицию в течение трех лет, с коротким перерывом на роман с лордом Бакхерстом.* Страна тогда переживала отнюдь не легкие времена. За год до великого лондонского пожара, когда сгорело 13 тысяч домов и 87 церквей, в столице разразилась страшная чума, унесшая 75 тысяч жизней, а через год, в 1667-ом, Англия потерпела сокрушительное морское поражение от Голландии в ходе второй из четырех голландских войн.
На сцене королевского театра Нелл Гвин создает надолго запомнившиеся образы в пьесах Джона Драйдена и Джеймса Ховарда. Она хороша не только в комических ролях, но и в прологах и эпилогах, обязательных в ту пору в каждой пьесе. Здесь обнаруживается ее дар импровизатора, поистине драгоценный в эпоху, когда театр еще в значительной степени оставался балаганом. Вчерашняя уличная девчонка, совершенно неграмотная (она кое-как выучилась выводить свои инициалы E. G. под надиктованными письмами) превратилась в столичную диву.
И вот настал ее звездный час: на нее обратил внимание сам король. Это произошло  в апреле 1668 года на спектакле  по пьесе Дж. Этериджа "She Wou'd if She Cou'd " в театре  на Линкольн Инн Филдс.  После  представления  Лорд Бакхерст представил актрису  монарху,  который  рассыпался  в восторженных  комлиментах. Нелл находчиво заявила, что, если Его  Величеству так  понравилось, он   не поскупится  сделать  небольшой  подарок   ее коллегам - актерам.  Чарлз, всегда  стесненный  в средствах и  все же  кутивший  напропалую, тут же  одолжил  у  одного из  присутствующих   друзей  5 гиней. На что Нелл  воскликнула : - " Черт  возьми! В  какую  компанию  я попала! "
Она становится любовницей  Чарлза II-  некрасивая , но   обладающая  особенным  обаянием  девчонка,  с
" требовательным  ртом  и   самыми  маленькими   в Англии  ножками , к  которым Его  Величество  питал  фатальную   слабость".
  У нее за плечами уже целая жизнь, а ей еще нет девятнадцати. 

Скорее  всего, с  Джоном Уилмотом она познакомилась  несколько раньше, ибо в Музее  Виктории и   Алберта  в Лондоне хранится  его стихотворение " Poetical Epistle  from the Earl of Rochester  to Nell Gwyn" , начинающееся словами 
" Нелли, жизнь моя, ну -  наконец тебе исполнилось пятнадцать"...
Об этой дружбе * вероятно, в начальной стадии*  писал современник - капитан А. Смит в своей "Книге придворных скандалов. Школа Венеры "... В ней - строки, принадлежащие якобы   Дж. Этерижду, который  "получил"   Нелли после  Чарлза Харта  и  лорда  Бакхерста.

С рук на руки судьба ее кидала...
Звезда ее стремительно вставала ,
Ведь  без разбору - всем она давала...
И Уилмоту кой - что перепадало....

Хотя Том Дэвис утверждает, что " в то время Лорд Рочестер был влюблен в мрс. Батель, после которой последовала мрс. Барри - его  единственная настоящая страсть."

Чарлз  II вошел в английскую историю под прозвищем Веселый  монарх. Он говорил, что  "Бог вовсе не имел в виду унижать человека, отнимая у него маленькие сопутствующие радости", - и оставил после себя четырнадцать внебрачных детей.  В 1670 Нелл родила  Чарлзу сына , конечно же, тоже Чарлза  - будущего  Графа Барфорда и Герцога Сент - Албэйн, а  в 1671 -  второго сына, Джеймса.
В один из солнечных дней 1675 года миниатюрная рыжеволосая Нелли Гвин села в карету, подаренную ей королем, и отправилась в свою обычную прогулку по Лондону. Городские зеваки узнали роскошный экипаж,  но не женщину, сидевшую в нём. Разгневанные прохожие, окружившие карету, полагали, что внутри находится Луиза де Керуаль, герцогиня Портсмутская — француженка, присланная французским двором “в дар” английскому монарху. Луиза де Керуаль была католичкой, а потому лондонцы-протестанты пришли в ярость, увидев её разгуливающей по городу. Пока карета с трудом продвигалась сквозь толпу, народ выкрикивал проклятья в адрес её пассажирки и осыпал ругательствами “католическую шлюху”. Нелли долго терпеливо сносила оскорбления, но, наконец, не выдержала. Она приказала кучеру остановиться и высунула свою рыжую головку в окно: “Люди добрые, помилосердствуйте! — звонко выкрикнула она. — " Я — протестантская шлюха!”.
Примечательно, что король симпатизировал Нелли до самой своей смерти в 1685 году и благодаря ее заботам покровительствовал театру. Артисты театра по повелению Чарлза II были названы придворными и числились на государственной службе. Когда в Парламенте рассматривался вопрос об обложении актеров податью, это предложение было отклонено под тем предлогом, что актеры служат на потеху королю.
"Актеры или актрисы?" — неосторожно пошутил один из членов Верхней палаты. Почему неосторожно? Да потому что за эту дерзкую шутку члену парламента был урезан нос, что заменило ему каторжное клеймо. Этим героем был ни много, ни мало кузен Савиля - сэр Джон Ковентри.
Бурная жизнь Нелл Гвин оказалась, по нашим меркам, очень короткой: в тридцать семь лет она сильно простудилась во время своего непременного выезда верхом и через несколько дней, несмотря на все усилия придворных медиков, скончалась. После нее - вещь неслыханная! – не осталось долгов. Правда, не осталось и состояния, но сыновья  не бедствовали, поскольку Чарлз  всегда очень трогательно заботился о своих внебрачных детях.

   А знаменитое “Я протестантская шлюха!” вошло во все сборники афоризмов. Наверное, действительно лучше всегда говорить правду, чем скрывать очевидное.

* Лорд Бакхерст был  крестным отцом Чарлза  Уилмота,  сына  милорда Рочестера.

http://foto.mail.ru/mail/jana-forever/352/i-572.jpg
Портрет работы  сэра Питера Лели  *фрагмент*, Киддингтонский замок, Кент.

http://imagecache2.allposters.com/images/BRGPOD/73333.jpg

0

2

Из дневника Сэмуэля Пеписа, который в одном  только марте 1667 года трижды писал о Нелл Гвин:

02.03.67

После ужина я отправился в Королевский театр со своей женой посмотреть «Королеву Девственницу» – новую пьесу Драйдена, которую все очень хвалят за остроумие и надрыв – и это чистая правда. Комическая часть была исполнена Нелл, которая играла Флоримелла и я не смею надеяться увидеть подобное вновь. Король и Герцог Йорк присутствовали в зале. Такое прекрасное исполнение комической части, я уверен, мир еще не видел прежде, ибо  Нелл играла  как сумасшедшая девчонка намного лучше чем все остальные, когда она появляется в виде  молодого джентльмена, полная огня и энергии превосходящей все, что я видел у других людей. Признаюсь, я восхищен ею!

7,03.67

Затем отправился в Герцогский театр… где встретил свою жену и миссис Hewer, , и  мы посмотрели «Английская принцесса или Ричард Третий», очень печальную пьесу, славную, но не настолько выдающуюся, как  бывало в других трагедиях. Мисс Дэвис танцевала джигу по окончании спектакля, когда объявляли о завтрашних пьесах, это имело воздействие  и публике понравился ее танец в костюме мальчика, но, по правде говоря, он не шел ни в какое сравнение с танцем Нелл в  наряде юноши,, виденным мною на  днях в Королевском театре,  и превосходящим все прочие.

25.03.67

…я отправился в Королевский театр, встретился с мистером Lowther  и его супругой и моей женой и мы расположились в ложе. Поистине, ни один из них двоих не был  одет как полагается и я  их почти стыдился.
Я и сэр Пен вновь смотрели «Королеву Девственницу» и чем больше я смотрю эту пьесу, тем больше она мне нравится,. Превосходная игра Нелл в комической части , я полагаю, лучшее, что может быть в природе.

0