Попробуем развить тему кружев в отдельном топике. Во время разговора о мужской моде я уже упоминала особую "кружевную страсть", охватившую европейское дворянство в XVII столетии. Страсть к кружевам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались "кружевные перемирия", чтобы господа военные успели постирать свои пышные воротники и манжеты и просушить их, развесив на своих мушкетах.
Кружевами обшивали не только рубашки, даже мужские сапоги были кокетливо украшены дорогими кружевными вставками. Прически, бриджи, шляпы и перчатки - все украшалось кружевами.
Англия не отставала в этом вопросе от общеевропейских тенденций. . В конце XVI в. появились английские переводы итальянских сборников узоров ретичелла для вышивки шов по прорези и кружев. Костюмы изображенных на портретах английских дам и кавалеров украшены большими крахмальными воротниками и манжетами, сделанными из ажурных вышивок шов по прорези и обшитыми длинными зубцами со звездным орнаментом.
Porträt einer unbekannten Dame, Oval by Hilliard, Nicholas. Victoria and Albert Museum
Но в XVII и XVIII вв. в Англии пользовались главным образом привозными кружевами — итальянскими и особенно фламандскими. Английские кружевницы в целом не могли соперничать с мастерством прославленных фламандских мастериц. Основным центром местного производства стал Хонитон в графстве Девоншир. Плетение кружев было занесено фламандскими беженцами, переселившимися туда в 1568-1577 гг. В Хонитоне и его окрестностях в XVII и XVIII вв. делалось кружево по образцу брюссельского, но менее тонкое по рисунку и из более грубых ниток, а также плетенное на коклюшках кружево, называвшееся по месту своего производства хонитон, очень похожее на вырабатывавшийся в г. Брюгге во Фландрии гипюр дюшес. Ажурное, с изящным орнаментом кружево хонитон продолжало изготавливаться и в XIX в.
А теперь полюбуемся тончайшим кружевом XVII века.