«Чарльз Второй, Божьей милостью король Англии, Шотландии и Ирландии, Защитник Веры и т.д. приветствует всех, к кому обращено данное послание.
Мы склонны признать, что ряд известных жителей Лондонского Сити и его предместий, регулярно собираются для организации театральных представлений, и взимают деньги в перерывах между действиями спектакля, что отличается от нашего взгляда на организацию подобных развлечений. Вышеупомянутые пьесы, о которых мы хорошо информированы, полны грубости и непристойности. Это может стать примером для подражания в жизни людей, что, как мы видим, и происходит. Таким образом, создается тенденция к развращению нравов, оскорбляющая и унижающая людей благочестивых и набожных.
Мы исходим из королевского мнения о том, что нет необходимости разворачивать компанию направленную на уничтожение театров как таковых. Мы уверены, что если удалить из нынешних спектаклей всю ту грязь и скандальность, которая в них присутствует на сегодняшний момент , театр мог бы стать самым безопасным из невинных развлечений нашего поколения. Имея представление о опыте в области искусств нашего надежного человека, возлюбленного Томаса Киллигрю, одного из кавалеров нашей опочивальни, и сэра Уильяма Дейвнанта, мы, для вышеупомянутых целей выдаем им грант, наделяющий Томаса Киллигрю и сэра Уильяма Дейвнанта полной силой и полномочиями в создании двух театральных трупп , состоящих, соответственно, из таких людей, которых они выберут и назначат, а так же для приобретения, строительства, или найма, исходя из той суммы, которую они сочтут допустимой, двух зданий или театров с удобными помещениями и другими необходимыми условиями для постановок комедий, трагедий, драмы, оперы и всех прочих театральных представлений, в подходящем для этих целей месте. Так же, надлежит установить цену, взимаемую с желающих посетить вышеупомянутые представления, покрывающую расходы необходимые для сценических постановок , музыки и таких декораций, которые никогда раньше не использовались, помимо того, необходимо, чтобы доходы позволяли обеспечить актерам и другим людям задействованным в вышеозначенных представлениях обоих театров, такое довольствие, которое будет приемлемым по мнению руководителей. Вышеозначенные труппы должны находиться под управлением мистера Киллигрю и сэра Дейвнанта.
А в отношении экстраординарной распущенности, которая в последнее время присутствует в постановках, по нашему соизволению, более не должно существовать иных театральных трупп, которые бы давали драматические, оперные, танцевальные и любые другие представления в пределах Лондонского Сити и Вестминстера , кроме двух театральных компаний, организованных на основании данного документа.
Тем самым, с настоящего момента, мы, нашей королевской властью, строго предписываем упомянутым Томасу Киллигрю и Уильяму Дейвнанту, проверять любую пьесу, оперу или иное театральное действо, которое бы ни было поставлено, на присутствие любых видов грубостей или непристойностей. Мы так же приказываем Томасу Киллигрю и Уильяму Дейвнанту изучить все пьесы, написанные ранее, и исключить из них любое сквернословие и непристойное шутовство, прежде чем пьесы будут поставлены и сыграны. Этот грант и полномочия, которыми мы наделили Томаса Киллигрю и Уильяма Дейвнанта останутся в силе, несмотря на нашу борьбу с любыми другими театрами и иными сценическими развлечениями".
Королевский патент, выданный Томасу Киллигрю
С этого документа началась новая эпоха театральной жизни Лондона. Энциклопедические словари будут застенчиво сообщать читателю о фривольности комедий периода Реставрации монархии, отмечая при этом новизну сюжетных ходов и уникальность театральных машин, изобретенных в эти годы и все еще использовавшихся столетие спустя. Лондон, изголодавшийся по театрам за 18 лет запрета на любые постановки, с интересом и даже некоторой одержимостью воспринял новую моду на театральную жизнь. В течение 40 лет зрители будут спорить о качестве театральных трупп, получивших называния Герцогского и Королевского театров, наблюдать за войной постановок и финансовыми баталиями, развернувшимися между компаниями
Первыми театрами Лондона стали….. теннисные корты. И хотя это было всего лишь временным решением вопроса нехватки современных театральных сцен, успех предприятия был настолько сильным, что на протяжении следующих 60-ти лет теннисный корт Lisle's давал представления, вмещая порядка четырехсот зрителей.
Что из себя представляли теннисные корты XVII столетия? Это были длинные здания, около 75 футов в длину и 30 в ширину, с высокими потолками и галереями для зрителей. Подобная планировка была очень схожа с устройством ранних театров, а размеры, намного превосходящие современные теннисные корты, позволяли использовать здание не только для популярной игры.Еще в 1653 году, за 7 лет до того как театры законно расположились в помещениях теннисных кортов Лондона , Томас Киллигрю собирался осуществить подпольную театральную постановку Claricilla на корте Gibbon. К сожалению, постановка была сорвана из-за доноса властям, по преданию, совершенного одним из актеров.
Когда, вернувшийся из изгнания и только что коронований, монарх Чарльз II издал свой знаменитый указ о возрождении театров, Томас Киллигрю и сэр Уильям Дейвнант начали свою театральную деятельность, заняв помещения, сохранившиеся после гражданской войны, включая театры Cockpit и Red Bull. Однако, вскоре появилась возможность создать театры в помещениях, соответствующих современным театральным потребностям. Оба руководителя воспользовались примером Франции в преобразовании теннисных кортов в театры.
Киллигрю открыл театр на теннисном корте Gibbons's
за шесть месяцев до открытия сэром Дейвнантом конкурирующего театра на корте Лисл. Это произошло 8 ноября 1660 года. Театр располагался на улице Vere .
Каким образом Томасу Киллигрю удалось опередить своего конкурента? Ричард Ликрофт предлагает разумное объяснение быстрого театрального развития Киллигрю. По его мнению успеху способствовало то, что «этот театр был разработан по образцу более ранних театров елизаветинской эпохи, без использования законов перспективы, при построении сцены, но с возвышением подмостков и гобеленовым занавесом» Ричард Сутэрн поддерживают Ликрофта, комментируя, что Киллигрю, возможно, восстановил некоторые из старых театральных традиций и, что еще более важно, он первоначально не использовал перспективные декорации..
Театральная труппа Киллигрю включала в свой состав многих старых актеров довоенного времени и он имел права на постановку двух третей работ Шекспира,. Вся деятельность театральной компании Томаса Киллигрю была направлена на поддержание традиции старой школы.
Портрет Томаса Киллигрю кисти William Sheppard. 1650 г.
Постановки мистера Киллигрю вызвали еще больший переполох и интерес публики после того как в его спектаклях стали участвовать первые профессиональные актрисы! До этого времени все женские роли исполнялись юношами. По всей видимости новаторской стала постановка пьеса «Отелло», 8 декабря 1660 года, где роль Дездемоны играла актриса, имя которой достоверно установить не удалось, однако известно, что первой профессиональной актрисой была миссис Колеман, дебютировавшая в труппе сэра Дейвнанта еще в 1656 году.
3-го января 1661 года Самуэль Пепис записал в своем дневнике : «Я впервые увидел женщину на сцене!»
И все-таки, несмотря на нововведения мистер Киллигрю смог открыть свой театр раньше сэра Дейвнанта поскольку его проект не включал в себя строительство сложной специфической сцены.
Семуэль Пепис выдвинул свою версию быстрого открытия театра. По его мнению именно желание общества, периода Реставрации вернуть театр в столицу стало основной причиной успеха.. А о его собственном впечатлении от нового театра мы можем узнать, прочитав запись в его дневнике от 20 ноября 1660 года: «После обеда с мр. Шипли- в новый театр Линкольнс Инн Филдс где была премьера "Beggar´s Bush". Хорошо сыграно, я впервые увидел известного Муна, который якобы является самым лучшим актером мира и вернулся вместе с королем. На самом деле это - самый красивый театр, который когда - либо существовал в Англии.»
"известный Мун, который якобы является самым лучшим актером мира"
Популятность театра Томаса Киллигрю, получившего название Королевского, оказалась недолгой. Когда сэр Дейвнант открыл свой театр на корте Lesle’s популярность Gibbons’s уменьшилась. Запись Пеписа от 4 июля сообщает нам следующее: «… после полудня я отправился в театр, где я впервые увидел постановку “Claracilla” . Хорошо сыграно, но очень странно видеть этот театр, который обычно набит до отказа - пустым с тех пор, как была открыта Опера. Я уверен, то так будет продолжаться некоторое время».
Чтобы вернуть публику в свой театр Томас Киллигрю решил построить новое здание, более приспособленное для модных театральных тенденций. 7 мая 1663 года Королевская труппа открывает сезон на новой сцене на Bridges Street.
История Gibbons’s court закончилась печально. Здание сгорело во время Лондонского пожара 17 сентября 1809. Уже в двадцатом веке на месте легендарного корта, открывшего новую страницу в истории театра, были построены театры Stoll и Peacock .